Как писать сочинения на сопоставление?
Хорошая подготовка к ЕГЭ по литературе должна включать в себя написание сочинений на сопоставление. Здесь разберем главные моменты которые нужно учитывать при написании сочинения на сопоставление.
Задание 6 и 11 в ЕГЭ по литературе – одни из самых сложных. Ведь для их выполнения так, чтобы получить максимально возможный балл, вам придётся серьёзно подготовиться, иметь богатый багаж знаний и уметь им пользоваться. Причём быть во всеоружии даже при подготовке к ЕГЭ по литературе вместе с репетитором здесь не получится. Ведь вариантов и тем может быть много, все их проработать во время тренировок невозможно. Придётся импровизировать. Но не стоит паниковать, мы поможем вам справиться с этими заданиями.
В этом материале:
- Базовый принцип
- Особенности и примеры заданий с сочинениями
- Советы экспертов как написать сочинение-сопоставление на ЕГЭ правильно и получить высший балл
Базовый принцип
При подготовке к ЕГЭ по литературе преподаватель не может научить школьника писать все виды текстов на любые темы. Но зато он может показать базовый принцип и отработать с ним самые сложные моменты. Так, базовый принцип подготовки к выполнению 6 и 11 задания на экзамене – богатый багаж знаний произведений классиков русской литературы. Чем больше вы прочитали и помните, тем выше ваши шансы получить максимальный балл.
Особенности и примеры заданий с сочинениями
«Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены герои, способные на благородные, бескорыстные поступки, и в чём состоит отличие этих героев от Манилова?»
«Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором герой попадает в чуждый для него мир. В чём схоже (или чем различается) изображение этого героя и Печорина?»
«Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме художника и эпохи. В чём сходно (или различно) звучание темы в выбранном произведении и в приведённом стихотворении А. С. Пушкина?»
Это примеры вопросов, которые могут попасться школьнику во время ЕГЭ по литературе в 6 и в 11 задании. Ответом на него не станут готовые варианты, среди которых нужно выбрать правильный. Выпускнику придётся самому сформулировать правильный ответ и написать его в бланке экзамена.
От школьника требуется всего 5-10 предложений, раскрывающих тему. Разница между заданиями заключается лишь в том, что в 6 вопросе рассматривается проза и эпос, а в 11 – лирика. Максимальный балл, который можно здесь получить, - 8 баллов. Ответ на задание оценивается по разным критериям:
- речевая точность;
- глубина раскрытия темы;
- аргументация;
- фактологическая точность.
К сожалению, даже те ученики, которые хорошо владеют знаниями школьной программы, получают в течение года хорошие отметки, не всегда могут выполнить эти задания правильно. Без дополнительной подготовки к ЕГЭ по литературе самостоятельно или с репетиторами тут не справиться. Ведь придётся не просто получить теоретические знания, вспомнить нужные произведения из программы, но и написать сочинение-сопоставление.
Если вы занимаетесь самостоятельно – проработайте самые разные варианты из всех доступных в интернете и в специальных пособиях. Обязательно попросите школьного учителя показать, как правильно писать сочинения-сопоставления и проверить несколько ваших ответов.
Если вы занимаетесь подготовкой к ЕГЭ по литературе с репетитором, все гораздо проще и ваши шансы на успех намного выше тех, кто тренируется сам. Учитель, имея многолетний опыт подготовки школьников к ЕГЭ, уже знает все нюансы и тонкости, сам подберёт для вас задания для тренировки, проверит правильность их выполнения и даст рекомендации, как улучшить свои результаты.
Советы экспертов как написать сочинение-сопоставление на ЕГЭ правильно и получить высший балл
Преподаватели при подготовке к ЕГЭ по литературе стараются проработать со школьниками как можно больше вариантов готовых тестов. И это отличная практика для любого школьника. Но на экзамене вам все равно может попасться вопрос, который вызовет сложности. Поэтому мы подобрали для вас несколько рекомендаций экспертов. Они помогут сориентироваться на ЕГЭ и получить максимально возможный балл за сочинение-сопоставление:
- Чётко следуйте теме вопроса, не отклоняйтесь от неё и не «лейте воду». Если в задании затрагивается тема «трагедия маленького человека», то описывать и сравнивать нужно лишь «трагедию», а не «образы». Когда вопрос об «истории семьи», не стоит показывать семьи как таковые. Придётся иллюстрировать эволюцию отношений в рамках одной семьи на протяжении долгого времени, показанного в произведении. Идеальными вариантами для этого будёт объёмная классика – «Война и мир», «Анна Каренина», «Тихий дон».
- Сопоставление в сочинении должно происходить на основании авторской позиции, а не на личном мнении ученика. Школьники часто совершают ошибку – рассматривают в сочинении сюжетную линию, внешние факторы, но не показывают авторскую позицию. Важно не то, как показал автор ситуацию и какие образы при этом использовал, а что он хотел сказать по этому вопросу, какое отношение его к теме. Например, при ответе на вопрос «В каких еще произведениях показаны герои, ведущие футлярный образ жизни» важно не только перечислить яркие персонажи, но также показать, в чём проявляется их футлярность, какую идею автор хочет донести до читателя через этот образ.
- При сопоставлении героев нужно не только показывать сходства персонажей, но и обратить внимание на их различие. Даже если в вопросе нет такой задачи. Нужно охватить тему и проблему со всех сторон, показать, насколько глубоко вы можете вникнуть в суть вопроса и сформулировать на него ответ. Если вы укажите только сходства, но не дадите различий, велик риск, что потеряете баллы за этот вопрос. А на апелляции ничего доказать не удастся. Но и придумывать тут ничего не стоит. Если сходства и различия кончились, «не высасывайте их из пальца».
- Аргументируйте каждый тезис, иллюстрируйте его примерами и фактами. В сочинении-сопоставлении нельзя быть голословным. Приводите доказательства даже там, где такой задачи в вопросе не стоит. Причём помните, что с прозой проще – можно дать точечный пересказ и отразить авторское видение проблемы. В лирике придётся привести цитату, пересказ тут не подходит. Именно поэтому так важно при подготовке к ЕГЭ по литературе выучить как можно больше стихов на разные темы. Чем больше будет ваш литературный багаж, тем лучше.
- Используйте информацию из предыдущих вопросов. Так, вы можете позаимствовать цитаты, образы, названия произведений. Ещё один момент – часто в ЕГЭ все задания взаимосвязаны. А потому вы можете использовать тезисы из предыдущих вопросов, например, заданий 5 и 10. Это поможет вам не растеряться и сэкономить время. За такое заимствование, если оно уместно, проверяющий не будет снижать баллы. Отработайте этот навык при подготовке к ЕГЭ по литературе, посмотрите, насколько хорошо у вас получится по-разному и при этом правильно ответить на вопросы экзамена, касающиеся одной и той же темы.
- Здесь объём не имеет значения, главное – смысл. Если в правилах сказано «5-10 предложений», то вы всегда можете отклониться от этого значения. Основная задача – раскрыть тему и дать верный ответ, аргументировав его и проиллюстрировав примерами. Не бойтесь писать больше, давать разные примеры из произведений. Правда, помните, что чем больше текст, тем выше риск совершать ошибки, за которые снизят балл.
- Сочинение-сопоставление школьники нередко пишут как просто эссе. Но важно помнить, что это сочинение должно содержать в себе сопоставление. Если вы проанализируете разные примеры, покажите, что владеете темой хорошо, но при этом не сопоставите разные ситуации, явления или героев, задание не принесёт вам балов. Обычно идеальный вариант, когда ответ на этот вопрос выглядит как тезис одного произведения и аргумент к нему, а затем тезис другого произведения и аргумент к нему с последующим описанием сходств и различий.
- Если возникли сложности, ищите лазейки. Так, если на ум не приходит ни один подходящий пример, можно немного схитрить. Например, в вопросах о лирике нужно приводить примеры из лирики, а эпос и драму сравнивать со сходными по жанру произведениями. Но если нужный пример и аргумент не удаётся вспомнить, можно обратиться к универсальному варианту - использовать примеры из лироэпоса. Если уж совсем ничего не получается, лучше указать примеры из других жанров, но обязательно ответить на вопрос.
- Постарайтесь показать, что знакомы с разными авторами и жанрами. Например, если в вопросе просят привести примеры «трагедии маленького человека», не давайте перечень всех подходящих произведений А.П.Чехова. Лучше указывать разные варианты других авторов. Например, помяните образ Городничего в «Ревизоре» Николая Гоголя, Самсона Вырина из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина или покажите героев произведений Александра Куприна, Михаила Зощенко, Василия Шукшина.
- Проверяйте себя на наличие ошибок. Грамматические, пунктуационные и речевые ошибки могут стать причиной снижения баллов за эти вопросы. Особенно обратите внимание на наличие однокорневых слов в стоящих рядом предложениях, тавтологий внутри одного предложения, слов, употреблённых в неверном значении. Например, «невежа» и «невежда».
Как видите, подготовка к ЕГЭ по литературе должна быть долгой и комплексной, даже если ученик имеет хорошие отметки по этому предмету и уверен, что отлично знает произведения школьной программы. При написании сочинения-сопоставления обратите внимание на авторскую позицию. Ведь даже одну и ту же тему разные писатели и поэты показывали с разных ракурсов. Также не забудьте про иллюстрацию всех тезисов примерами и приведение аргументов. Желаем вам успехов!