Как разобраться в терминах по биологии и качественно подготовиться к ЕГЭ
При подготовке к ЕГЭ по биологии в школе также очень важно правильно разбираться в терминах. В данной статье мы разберем самые распространенные термины которые используются в ЕГЭ. С нами сдать ЕГЭ по биологии намного легче.
Биология – серьёзный предмет с большим количеством терминов, определений, важных данных. Сдача этого предмета – не обязательна. Но некоторые выпускники выбирают именно ЕГЭ по биологии в школе, а не другие предметы. Хотя сдать его сложно, а на подготовку уйдет много времени и сил. Обычно такой экзамен выбирают те, кто уже определился с будущей профессией и знает, что она будет связана с биологией.
К сожалению, в биологии много терминов и понятий, которые придется запоминать или учить наизусть. Именно они часто представляют сложность для школьников и становятся источником ошибок на ЕГЭ. Поэтому сегодня мы решили разобраться, как выучить и запомнить термины, подготовиться к экзамену и не запутаться на финальном испытании. Причём рассмотрим разные направления.
В этом материале:
- Пути и направления эволюции животного и растительного мира
- Цитоплазма и протопласт
- Популяционные волны и дрейф генов на ЕГЭ по биологии в школе
- Клеточная стенка, мембрана, пелликула
- Агглютиногены и агглютинины
Пути и направления эволюции животного и растительного мира
Если говорится об эволюции, то чаще всего имеется ввиду развитие конкретного вида флоры или фауны либо целого таксона. И направлений здесь всего два:
- прогресс;
- регресс.
В первом случае численность вида увеличивается, расширяется ареал обитания, растёт количество популяции. А сам вид меняется в ходе эволюции так, чтобы быть приспособленным к окружающей среде, получить преимущества для выживания и расширения. Биологический регресс – прямо противоположный процесс. Здесь наблюдается уменьшение площади ареала вида, численности особей и популяций.
А вот путей эволюции, необходимых для биологического прогресса, может быть больше:
- идиоадаптация, то есть изменение вида для приспособления к новым или уже сложившимся условиям внешней среды;
- ароморфоз, предполагающий изменения, приводящие к крупному скачку в эволюции на уровне конкретного вида или целого таксона, что может привести к образованию новых таксонов;
- общая дегенерация – здесь вид приспосабливается к внешним условиям среды и делает это с помощью утраты каких-то характеристик или свойств, упрощения на разных уровнях.
И на ЕГЭ по биологии в школе в соответствующем вопросе важно не попасть в ловушку. Дегенерация в контексте эволюции здесь всегда обозначает путь биологического прогресса. Другого варианта ответа этот вопрос не имеет.
Цитоплазма и протопласт
Ещё одна сложность, с которой сталкиваются выпускники при сдаче ЕГЭ по биологии в школе – разграничение терминов «цитоплазма» и «протопласт». Второй термин используется в случае, если говорится об организмах, имеющих клеточную стенку. Здесь протопластом является содержимое, что находится внутри клетки, включая и мембрану. Цитоплазма – это содержимое клетки, не включая мембрану. Термин используется при характеристике всех живых организмов и их клеток. Здесь важно отметить, что ядро клетки и вакуоль не считаются частью цитоплазмы.
Запишите ребенка на бесплатный вводный урок, где он познакомится с учителем, выполнит несколько игровых заданий и узнает, что изучать биологию это очень увлекательно.
Популяционные волны и дрейф генов на ЕГЭ по биологии в школе
Тема эволюции затрагивается практически в каждом из вариантов ЕГЭ. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть примеры экзамена в открытых источниках и во время занятий с репетитором, если вы обратились к нему. Поэтому помимо путей и направлений эволюции вам может встретиться вопрос о волнах и дрейфе генов.
Волны и дрейф – это движение. Главное здесь понимать, куда и зачем, а также что движется во в процессе эволюции. Популяционные волны – движение в численности популяции, которое возникает под воздействием внешней среды. А дрейф генов – случайное и абсолютно непредсказуемое изменение частот аллелей генов. Такое явление возникает при снижении численности популяции.
Важно понимать, что популяционные волны обозначают колебание в численности особей, а дрейф генов – частоту встречаемости одинаковых аллелей генов внутри популяции. Причём дрейф генов нередко вызывается популяционными волнами.
Детальнее разобрать популяционные волны и дрейф генов можно на занятиях с репетитором онлайн школы Учи.Дома. Записывайтесь на пробный урок по ссылке:
Клеточная стенка, мембрана, пелликула
Будущие студенты при прохождении ЕГЭ по биологии в школе часто совершают серьёзную ошибку, когда касаются вопроса клеточного строения. Они путают мембрану и клеточную стенку, считая эти понятия обозначением одной и той же части клетки. Но это неправильный вывод.
На самом деле мембрана – это ограничение для цитоплазмы, сквозь которое проходят различные питательные вещества и уходят продукты жизнедеятельности. А клеточная стенка расположена снаружи мембраны. Причём важно отметить, что мембрана есть у всех живых клеток, а клеточная стенка – обычно встречается у бактерий, грибов и растений. У простейших и животных клеточной стенки нет.
У клетки есть еще один внешний слой. Это пелликула. Таким термином обозначается уплотнённая часть цитоплазмы. Она располагается внутри клетки перед мембраной. Чаще всего эту часть клетки имеют одноклеточные водоросли и простейшие организмы.
Агглютиногены и агглютинины
Эти термины не только сложны для запоминания, но и пишутся так, что не с первого раза получится сделать это без ошибок. Оба термина обозначают белки, содержащиеся в крови человека. Причём агглютиногены – в мембране эритроцитов, а агглютинины – в плазме крови. Первые бывают двух видов – А и В. По ним и определяется группа крови. Вторые подразделяются на два типа - α и β. Поможет запомнить эту сложную комбинацию белков и их классификацию такая табличка.
Группа крови |
Агглютиногены на
мембране эритроцитов |
Агглютинины в плазме |
I |
0 (нет) |
α, β |
II |
A |
β |
III |
B |
α |
IV |
A,B |
0 (нет) |
Как видите, ничего сложного нет. Главное, запомнить эти спорные моменты, как можно плотнее заняться подготовкой к экзамену самостоятельно либо с помощью репетитора. Лучше всего приступить к тренировкам и восполнению пробелов в знаниях как минимум за полгода-года до предстоящего ЕГЭ по биологии в школе.
Желаем вам успехов! Пусть подготовка будет интересной и простой, а экзамен принесёт высшие баллы и поступление в вуз на ту специальность, которую вы захотите сделать делом своей жизни!