Вопрос с подвохом – какие вопросы оказались спорными, за что выпускникам снимали баллы и можно ли их вернуть?
ЕГЭ по литературе прошлых годов показали, что возникают ошибки составителей экзамена, которые могут испортить конечный балл. Что делать при возникновении спорных вопросов и можно ли вернуть утерянные баллы в нашей статье.
Порой неправильно понятое учеником или специально сложно сформулированное составителями экзамена задание может серьёзно подпортить общий балл за ЕГЭ по литературе. А это настоящая трагедия, потому что даже несколько драгоценных балов могут стать решающими при поступлении в престижный вуз, особенно если выпускник хочет попасть на бюджет. Сегодня мы рассмотрим случай, который произошел недавно и создал ситуацию, которая стала ловушкой для многих выпускников, а также разберёмся, как правильно подавать апелляцию.
В этом материале:
- Сложный случай на ЕГЭ по литературе прошлых лет
- Чем вызваны возмущения педагогов?
- Сколько школьники теряют баллов из-за ошибок составителей экзамена?
- Что делать в такой ситуации?
ЕГЭ по литературе прошлых годов показали, что возникают ошибки составителей экзамена, которые могут испортить конечный балл. Что делать при возникновении спорных вопросов и можно ли вернуть утерянные баллы в нашей статье.
Сложный случай на ЕГЭ по литературе прошлых лет
Многие школьники уделяют огромное внимание подготовке к ЕГЭ по литературе. Они тратят на тренировки, чтение произведений и их кратких содержаний, заучивание цитат дни, недели и месяцы. Помимо самостоятельной работы и учёбы в школе в ход идут и другие способы, например, обучение на специальных подготовительных курсах или обращение к опытному репетитору.
Но и такая подготовка к ЕГЭ по литературе помогает не всегда, как показала практика прошлых лет. Ярким примером стала ситуация, случившаяся недавно. Так, школьники после прохождения ЕГЭ нашли у себя ошибки в 9 задании. В вопросе было предложено стихотворение Б.Ахмадулиной:
Дождь в лицо и ключицы,
и над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
словно шторм с кораблем.
Выпускнику предстояло выбрать три примера использования художественных приёмов и средств. При разборе со своей ученицей преподаватель посчитала этот вопрос некорректным. Ведь выпускники нашли в отрывке стихотворения звукопись - «лицо и ключицы», а также метафору - «словно шторм с кораблем» (хотя эта фраза больше похожа на сравнение). Осталось найти третий вариант. Многие выбрали гротеск, из-за чего потеряли на экзамене баллы. Другие же выбрали неологизм, хотя такого приёма нет в кодификаторе 2022 года. И это принесло школьникам балл.
По данным засчитывался правильным даже ответ, где вместо гротеска и неологизма выбирался вариант «анафора», хотя в стихотворном отрывке ее точно нет. Такая путаница стала серьёзной проблемой, ведь многие из-за некорректно составленного вопроса потеряли драгоценные баллы. И эти моменты никак не отработаешь во время подготовки к ЕГЭ по литературе самостоятельно или с помощью репетитора.
Также в некоторых вариантах были допущены опечатки. Например, в 8 задании того же варианта, в котором составители предложили для разбора стихотворение Б.Ахмадулиной, которое мы привели выше. Так, здесь вместо «трёхсложного размера» было написано «трёхстопный». А это серьёзная ошибка, которая ввела часть учеников в заблуждение. Правда, проверить это сложно, так как КИМы не сканируются.
Чем вызваны возмущения педагогов?
Когда ситуация с 9 заданием вышла «на свет», возмущению выпускников, сдававших экзамен, и педагогов, помогающих им в подготовке, не было предела. В ФИПИ поступило множество жалоб, каждая из которых была рассмотрена отдельно. Кроме того, коллектив преподавателей провёл собственное расследование и экспертизу, после чего отправил коллективное письмо в ФИПИ. Оно было подписано большим количеством людей – более 90 педагогов.
В содержании этого письма помимо прочей информации и объяснений было указано, что, действительно, вокруг термина «неологизм» ведутся дискуссии, лингвисты пока не пришли к единому мнению. А школьник не обладает нужной информацией и компетентностью найти в этом отрывке фразеологизм, так как этого нет в базовом курсе литературы. Ответа от ФИПИ на это обращение пока не последовало. А значит, подготовка к ЕГЭ по литературе в этом году будет проходить примерно так же, как и в прошлом. А описанный нами момент на неё никак не повлияет, хотя и остался до сих пор не прояснённым.
Жалоб на такие случаи достаточно много всегда, но 2022 год стал рекордным в этом вопросе. Несомненно, если следовать обычной человеческой логике, ошибки в вопросах, некорректные формулировки и спорные моменты могут стать серьёзной проблемой для школьника. Они приводят к нарушению прав учеников и потере драгоценных баллов. А ведь каждый балл может стать решающим при поступлении в вуз, особенно если школьник хочет попасть на бюджет. И никакая подготовка к ЕГЭ по литературе не в силах справиться с такими сложностями и нюансами.
Онлайн-школа Учи.Дома сделала часть работы за вас — отобрала лучших преподавателей. По статистике только 1 из 4 кандидатов получает наш оффер. Убедитесь сами и познакомьтесь с нашими учителями на бесплатном вводном уроке. Преподаватель оценит уровень знаний ребенка, подберет индивидуальную программу обучения и подготовит вас к экзаменам без лишнего стресса.
Сколько школьники теряют баллов из-за ошибок составителей экзамена?
Каждая ошибка – минус несколько баллов от общего балла экзамена. Если пересчитывать результат в 100-балльную систему, получится, что проблема со стихотворением Б.Ахмадулиной стоила ученикам 5 баллов. А это очень серьёзная цифра. Даже при долгой и кропотливой подготовке к ЕГЭ по литературе с репетитором и правильном ответе на все остальные вопросы, 5 баллов могут значительно снизить шансы на поступление в желаемый вуз.
Что делать в такой ситуации?
Такая ситуация, как случилась у учеников со стихотворением Б.Ахмадулиной, может произойти с любым школьником, независимо от его уровня подготовки к ЕГЭ по литературе. А потому нужно сразу продумать варианты решения проблемы. Опытные преподаватели и репетиторы рекомендуют в таких случаях обращаться в региональные конфликтные комиссии ЕГЭ.
Правда, и здесь есть подвох. Так, апелляция о несогласии с выставленными баллами возможна лишь при наличии проблем в вопросах, где нужно дать развёрнутые ответы и сформулировать свои мысли самостоятельно. Эта возможность не распространяется на задания с готовыми вариантами ответов.
Также некоторые опытные преподаватели во время подготовки к ЕГЭ по литературе и после неё рекомендуют в спорных случаях обращаться к технической апелляции. НО и здесь учеников и их родителей ждёт сложность. Ведь такие моменты, как 9 вопрос со стихотворением Б.Ахмадулиной, здесь нем может быть рассмотрен.
Кроме того, школьные учителя сами часто отговаривают учеников подавать апелляцию, так как комиссия будет рассматривать не только отдельный вопрос из экзамена и ответ на него, но и весь экзаменационный лист. А значит, есть риск не отвоевать драгоценные баллы, необходимые для поступления в вуз, а, наоборот, потерять их.
Юристы подтверждают, что апелляцию школьник и его законный представитель могут подать в любом случае. Каждый имеет право защищать свои права и требовать справедливости. Но этот эксперт утверждает, что выявлять некорректное задание в ЕГЭ можно лишь в день самого экзамена исключительно в пункте его проведения. То есть, если такая проблема возникла, нужно не медлить и решать этот вопрос сразу, как только экзамен был написан. А это возможно не всегда.
Причем поднимать вопрос и требовать решить его придётся еще до того, как работа будет сдана. А организаторы ЕГЭ должны запротоколировать выявленные неточности. Решение по поводу спорного или некорректно заданного вопроса будет принято после его рассмотрения комиссией. Если нарушения обнаружились, школьнику можно будет пересдать экзамен. Если проблем не найдено – ученику придётся довольствоваться полученными баллами.
Опытные преподаватели предупреждают о таких случаях и возможностях для выпускника ещё на этапе подготовки к ЕГЭ по литературе. Правда, пользуются этой схемой будущие студенты очень редко. Даже при наличии ошибок в экзаменационном листе, они предпочитают «идти дальше» - решить весь экзамен и «будь что будет». А претензии пишутся крайне редко. О некорректных моментах обсуждения идут уже после сдачи экзамена, а значит, сделать по правилам больше ничего нельзя.
В случае возникновения подобных проблем во время подготовки к ЕГЭ по литературе преподаватели и репетиторы советуют еще раз внимательно изучить вопрос и подумать – действительно, ли в нём есть ошибка. А затем, если некорректная формулировка найдена, школьник сразу должен обратиться к членам комиссии. Если об ошибке говорится уже после сдачи написанной работы, для защиты прав ученика можно обратиться в Минобрнауки РФ или Рособрнадзор. Срок обращения для заявки здесь составляет 30 календарных дней.
Причём юристы рекомендуют школьникам и их законным представителям или родителям писать заявление (коллективное или от одного человека) сразу после экзамена, не дожидаясь его результатов. Не стоит пускать дело на самотёк, несмотря на сильную усталость после тяжёлой подготовки к ЕГЭ по литературе и сложного экзамена. Ученик должен иметь возможность получить именно тот балл, который реально заслужил сам. Потеря нескольких баллов не по вине школьника в любой случае недопустима.
К счастью, такие спорные ситуации случаются крайне редко. Составители ЕГЭ очень внимательны, подбирают корректные вопросы и ответы к ним, стараются правильно формулировать задания. Конечно, ни один экзамен не обходится без ловушек и сложных мест. Поэтому не стоит тревожиться о том, что в самих заданиях будут ошибки, которые сделают получение максимального балла невозможным. Важно уделить много времени и сил подготовке к ЕГЭ по литературе, сделать всё зависящее от школьника, чтобы добиться успеха.